Кирилл Солок (solock) wrote,
Кирилл Солок
solock

Categories:

Ещё раз о «Медвежьей берлоге». Часть 3. "Секретные материалы".

Продолжение исследования...

Начало тут:
Часть 1
Часть 2

Решил назвать эту часть так, потому что в ней в наибольшей мере я буду опираться на архивные источники, многие из которых не нашли или не захотели найти другие исследователи этого вопроса.

s_w30_50425086

Но сначала хотел бы вернуться к прошлой статье и внести некоторые поправки: две фотографии из Хагенского архива, сделанные внутри зданий были мною ошибочно приняты за фото одного и того же объекта, на самом деле. Это разные здания. Спасибо пользователю Sash со смоленского форума за найденную ошибку.



«Тайны Беренхалле»

Есть в Смоленской области такой фонд, который называется «Примирение», когда-то на их сайте (http://primirenie-sml.ru/) были размещены обширные данные про Беренхалле, в том числе и большая справка из немецкого государственного архива, но недавно все эти материалы с сайта исчезли. Надо сказать спасибо поисковой системе Google, которая хранит сохранённые копии всех страниц! Справку эту я всё-таки нашёл. Публикую её здесь, она очень пригодится для дальнейшего анализа:

"Сооружение «Медвежьей Берлоги» велось между октябрем 1941 и августом 1942 в девяти километрах западнее Смоленска под Гнездово путем ремонта и перестройки зданий прежнего штаба Красной Армии.

Данное сооружение предусматривалось исключительно как полевая квартира Гитлера и его рабочий штаб и состояло из 42 специальных помещений и жилых блоков. Для Гитлера был сооружен новый бункер и жилой блок, для спецпоезда был проложен запасный путь. В целях защиты сотрудников было сооружено около 500 метров щелей и траншей, которые перекрывались так называемыми «рамами Зигфрида» (прим. - металлические рифленые щиты). Руководителем строительства «Медвежьей Берлоги» был дипломированный инженер в Организации Тодт (ОТ) Рейнхольд Вальявец.

19 гектаров территории строительства располагалось в запущенном лесном массиве. Нужно было его проредить, вычистить и заново засеять. Для маскировки было посажено 400 деревьев и больше тысячи кустарников, для ограды было использовано более 1750 м проволочной сетки.
Размер бункера, построенного для Гитлера, составлял всего 43 квадратных метра. Для строительства потребовалось 900 кубометров бетона. Был сооружен 31 стандартный барак среднего размера, жилая площадь которых составила 9416 квадратных метров. Кроме того, было предусмотрено 870 квадратных метров в бараках для сил боевого охранения. Все сооружение, включая убежище для офицеров и рядового состава, было оборудовано трофейной мебелью, гардинами и коврами.


Для обеспечения водой было проложено 1950 метров водопровода для питьевой воды, 1040 метров водопровода для тушения пожара (противопожарный), и 910 метров труб для подачи обычной воды. Питьевой водой наполнялись 2 колодца глубиной 120 метров, из которых вода с помощью двух насосных станций поднималась, очищалась и закачивалась в резервуар, снабжающий водопроводную сеть. Отработанная вода стекала по проложенному незамерзающему каналу длиной 3 км в очистные сооружения, откуда очищенная вода сливалась в Днепр.


По высоковольтной кольцевой линии электропередачи сооружение обеспечивалось электричеством из Смоленска. Обеспечение происходило с двух сторон. По электролиниям, частично каблированным, ток поступал в отдельные дома. Резервным источником энергоснабжения служили 2 агрегата мощностью по 80 и 150 киловольтампер в машинном помещении. Имелись также добавочные аккумуляторные батареи для аварийного освещения бункера. Сооружения и коммуникации связи строились не Организацией Тодт, а под контролем соответствующих подразделений Вермахта.


На внутренней территории объекта «Медвежья берлога» должны были быть сооружены велосипедные и пешеходные дорожки. Вместе с подъездным путем длина дороги, связывающей сооружение со смоленской кольцевой трассой, составляла 1,8 км. Для специального поезда Фюрера было построено 800 метров стыковых путей к вокзалу Гнездово и 450-метровая платформа. Водоотводная система поезда подсоединялась к канализации.


В качестве рабочей силы при строительстве использовались сотрудники Организации Тодт и русские гражданские рабочие. В апреле и мае 1942 на строительстве было занято 2400 сотрудников Тодт и 950 русских. С октября 1941 по август 1942 было отработано в общей сложности 237000 трудодней немецкими рабочими и около 200000 трудодней русскими. Ежедневное рабочее время русских было по протяженности более чем в два раза дольше, чем у немцев. 2 января 1942 года доктор Тодт, Дорш, Шонлебен и Шмельхер прибыли в Гнездово для ознакомления с результатами строительства.

В середине августа 1942 строительные работы были практически завершены. К этому времени необходимость в ставке у Гитлера отпала, поэтому она была передана в распоряжение Организации Тодт Группы армий «Центр» как штаб для отступления. Группа из 13 военных специалистов ОТ и 12 гражданских лиц остались для обслуживания, в то время как команда строителей с оборудованием покинула сооружение."

Из обилия представленной выше информации можно выделить основные моменты, требующие дополнительного внимания, на основании которых можно локализовать местонахождение ставки, все эти факты я обобщил на карте-схеме:

1

1.Строительство велось на месте бывшей ставки Красной армии

На рассматриваемой территории ставка Красной армии находилась недалеко от станции Гнёздово, где в 1941 году находился штаб Западного фронта пол командованием маршала Тимошенко. О чём говорит и установленный памятный знак.

149796m

2.Строительство велось на расстоянии 9 км западнее Смоленска в запущенном лесном массиве

Расстояние от тогдашней границы города до поворота на станцию Гнёздово составляет как раз 9 км. Единственный лесной массив в районе Гнёздово находится за переездом в непосредственной близости от указанного памятного знака. На карте-схеме обозначен оранжевым цветом.

3.Ставка состояла из 42 помещений, из них 31 - стандартный барак

Из данного факта следует, что большая часть сооружений ставки – надземные, а не подземные.

4.Сам бункер Гитлера имел площадь 43м2, на его строительство было израсходовано 900 м2 бетона

Под это описание вполне подпадает железобетонный колпак, расположенный на дачном участке около станции Гнёздово. Данный факт разрушает миф о том, что красноборский и гнёздовский колпаки соединены подземным ходом. Такая конструкция была бы в десятки раз дороже, чем сам бункер, и её функциональное значение не совсем понятно. А если такой ход и имелся, то строился он не рамках проекта «Беренхалле».

5.Площадь строительства - 19 Га, использовано 1750м проволочной сетки для ограждения

Если предположить, что территория ставки была близкой к квадратной, то одна сторона этого квадрата составляет 1750/4=437,5 м, тогда площадь =437,5*437,5=191406,25 м2, что примерно равно 19 Га. Таким образом, если гнёздовский колпак находился на территории ставки, то вся ставка располагалась где-то на территории, указанной синим кругом на карте схеме. Ориентировочные размеры ставки указаны на схеме красным квадратом.

6.До ставки от вокзала Гнёздово было проложено 850 м железнодорожного полотна и построена 450-метровая платформа

Таким образом, ставка находилась в радиусе 850 м от станции Гнёздово (зона предполагаемого размещения обозначена на схеме зелёным цветом).

7.Длина дороги, связывающей ставку и смоленскую кольцевую дорогу - 1,8 км

С этим моментом связано наибольшее количество вопросов. В настоящее время рассматриваемая территория находится в непосредственной близости к смоленской кольцевой автодороге, но аэрофотосъёмка 1944 года показывает, что на тот момент никакой кольцевой дороги вокруг Смоленска не было. На этом же снимке видно, что вдоль рассматриваемого нами лесного массива проложена тупиковая дорога с разворотным кольцом на конце. Такие кольца в СССР часто делали на ведомственных дорогах для разворота габаритных спецавтопоездов. Если считать длину этой дороги через переезд до Витебского шоссе вместе с подъездной дорогой к бункеру, то получаются примерно указанные 1800м. Как вариант, немцы могли называть кольцевой дорогой трассу «Гнёздово - Ольша», служащую как объездной путь вокруг Смоленска. Дорога показана на схеме сиреневым цветом.

8.Имелся незамерзающий канал длиной 3 км от ставки до Днепра, на окончании которого располагались очистные сооружения

Это самый протяженный элемент ставки, который должен был выходить далеко за его пределы. Если внимательно посмотреть на опубликованный выше аэрофотоснимок 1944 года, то вдоль рассматриваемой дороги можно обнаружить канал. Сохранился он и в наши дни. Он идёт вдоль дороги, потом разделяется на 2: один идёт к станции Гнёздово, второй к Днепру. Расстояние по каналу до Днепра – около 3 км, на месте впадения в Днепр имеются специфические круги на земле. Что это: остатки очистных сооружений, остатки гнёздовских курганов или воронки времён ВОВ – непонятно.

123

9.В строительстве принимали участие 950 русских пленных

Интересно узнать дальнейшую судьбу этих людей, где они жили в момент строительства ставки и где они были похоронены, если всех строивших ставку немцы в 1942 году расстреляли. Как утверждают многие источники. Но к этому вопросу мы вернёмся позже.

10.Ставка была передана в распоряжении группы армий "Центр"

Из данного факта следует, что ставка группы армий центр и ставка «Беренхалле» - разные объекты, а «Беренхалле» просто была передана под управление «Центра» в 1942 году. Сама же ставка «Центра» функционировала с 1941 года.

В связи с этим разумно более детально изучить саму ставку «Центра» и что она из себя представляла…

Ставка группы армий «Центр»

В сети, на сайтах, посвященных расстрелу польских офицеров в Катыни, имеется карта схема, нарисованная после войны генерал-лейтенантом Оберхойзером, начальником связи группы армий «Центр» во время дачи свидетельских показаний по катынскому делу.

iRg7kNW7jYk

Я постарался перевести данную схему и вот что получилось:

2

Как видно, некоторые надписи расшифровать мне так и не удалось, буду признателен, если кто-то мне в этом поможет…

Таким образом, объекты группы армий «Центр» расположились как минимум от Красного бора до Катыни (урочище Козьи Горы). Как следствие, многие объекты на этой территории, в том числе и железобетонные укрытия, могут быть приписаны к «Беренхалле» ошибочно.

Кроме того, данная схема подтверждает гипотезу о местоположении бывшего дома фон Клюге, выдвинутую мной в прошлой части расследования.

Чтобы понять, что из себя представлял штаб «Центра», процитирую отрывок из книги Йоханнеса Фриснера «Проигранные сражения», Воениздат, 1966 год:

«В связи с тем что не только у гражданских лиц, но даже у военных нет достаточно ясного представления о группе армий, я считаю целесообразным дать некоторые пояснения.

Группа армий имеет в своем составе несколько полевых и танковых армий. Полевая армия состоит, как правило, из 2–4 армейских и танковых корпусов Корпус насчитывает 2–3 дивизии, в том числе 1–2 танковые.

От случая к случаю, по оперативно-тактическим соображениям или для облегчения управления войсками, несколько крупных соединений в пределах одной группы армий могут быть объединены в армейскую группу.

В момент принятия мною командования немецко-румынскими войсками в моем распоряжении находились две немецкие и две румынские армии в составе 44 дивизий общей численностью около 900 тысяч человек, включая и личный состав тыловых частей

Мозг группы армий — это ее командование, во главе которого стоит командующий в чине генерал-полковника или фельдмаршала. Это высший военачальник в сухопутных войсках. Он несет полную ответственность за боевые действия и за снабжение своих войск.

В своей работе командующий группой армий опирается на начальника штаба (офицер генерального штаба в чине генерала), который является его непосредственным советником и помощником в оперативных вопросах.

Начальнику штаба подчиняется штаб группы армий, состоящий из

— оперативного отдела,
— отдела тыла,
— отдела личного состава.

Каждый из этих отделов делится на отделения и группы, во главе которых, за исключением отдела личного состава, стоят офицеры генерального штаба. Кроме этого, имеются еще специальные службы, которые сотрудничают с оперативным отделом штаба. Сюда относятся отдел начальника войск связи, отдел начальника инженерных войск, отдел начальника военно-транспортной службы и, наконец, отдел особых поручений. Оперативный отдел решает в основном все вопросы командования войсками, их обучения и организации. К вопросам командования относится и такая важная сфера деятельности, как разведывательная служба, которой занимается группа «1-це».

Отдел тыла решает вопросы снабжения и подвоза, т. е. продовольственного снабжения, обеспечения оружием, боеприпасами и разного рода военным имуществом, вопросы медицинской и ветеринарной службы, всевозможных воинских перевозок, полевой почты, а также другие административные задачи.

Отдел личного состава ведет личные дела офицеров, унтер-офицеров и рядовых. В компетенцию этого отдела входят также вопросы замены личного состава, решаемые в контакте с тыловыми организациями, присвоения наград, вопросы, связанные со службой военных священников, и юридические вопросы.

Руководители отделов и групп постоянно докладывают о состоянии дел в своих сферах начальнику штаба, который в свою очередь докладывает все основные вопросы командующему и получает от него необходимые указания, которые он затем оформляет в виде соответствующих приказов по войскам. В случае необходимости начальник штаба решает и вопрос о том, кто из его подчиненных должен докладывать непосредственно командующему.

Применительно к гражданским условиям командование группы армий по кругу своих задач соответствует примерно министерству. Для работы командования необходимы 300–400 рабочих помещений, которые во фронтовой обстановке не всегда удается обеспечить. [47] В связи с этим различные отделы, группы и отделения приходится размещать в отрыве друг от друга. В большинстве случаев они находятся в разных населенных пунктах.

Работа в штабе группы армий на фронте не прекращается ни днем, ни ночью. Основная работа идет ночью, так как все донесения и запросы армий, которые должны быть обработаны для доклада вышестоящим инстанциям и для дачи указаний нижестоящим начальникам, поступают вечером. Днем командующий находится, как правило, в первом эшелоне своих войск. В остальном его время полностью занято планированием, совещаниями, отчетами, телефонными переговорами и заслушиванием докладов.

На мой взгляд, этот беглый обзор должен отчасти помочь уточнению неясных или даже ошибочных представлений о работе командования группы армий.»

Таким образом, ставка группы армий – очень большой и сложный объект, а переданная ставка «Беренхалле» - всего лишь малая часть этого огромного комплекса. Здесь и далее я буду разделять два этих заведомо разных понятия. При этом штаб группы армий во всех документах привязывается к Красному бору, а «Беренхалле» к Гнёздово. Есть подозрение, что известный бункер в Красном бору к Гитлеру тоже имеет косвенное отношение…

Ветка для поезда Фюрера

Описанная в архивах ветка – единственный объект, остатки которого обнаружить мне так и не удалось. Есть заброшенная ветка к бункеру в Красном бору, но аэрофотосъёмка 1941 года и довоенные карты Генштаба показывают, что была она построена до войны и уж очень она далеко от станции Гнёздово. Следовательно, была ещё одна ветка, построенная немцами и находившаяся в районе Гнёздово. Также следует искать и остатки или местонахождение 450-метровой платформы.  Кое-что по этому вопросу я нашёл….

Есть такой сайт gnezdovo.com, на котором есть фотогалерея Гнёздова и гнёздовских курганов разного времени. Есть там и фотографии 1941-1942 годов, которые можно найти по этой ссылке:

http://www.gnezdovo.com/index.php?mact=Gallery,m6e73e,default,1&m6e73edir=gnezdovo-41-43&m6e73ereturnid=59&page=59

Все фотографии сделаны неким офицером или солдатом, проходившем службу в поезде с маркировкой FBD, находившемся в 1941-1942 годах на территории станции Гнёздово. Следует отметить, что временной отрезок точно совпадает с временем строительства «Беренхалле».

u35-Russland-Gniesdowa-Bahnhof-Zug-Eisenbahn-Lok-Lokomotive-Ankunft-FBD

Russland-Gniesdowa-Zug-Eisenbahn-Wagon-F-B-D-Eis-Eiszapfen-Soldat-Ski-41_42

u36-Russland-Gniesdowa-Standort-Baugruppe-Eisenbahn-Zug-Wagon-Tarn-Soldat

u41-Russland-Gniesdowa-Eisenbahn-Zug-Wagon-Kommandeurwagen-Tarn-camo

u40-Russland-Gniesdowa-Eisenbahn-Zug-Wagon-Lok-Lokomotive-Tarn-camo

Russland-Bilderzug-Eisenbahn-Kinowagen-Lok-Lokomotive-Tarn-Camo

Что следует из этих фотографий:

1.       На территории Гнёздова постоянно базировался замаскированный поезд, состоящий преимущественно из пассажирских вагонов;

2.       Судя по близости сосен к железнодорожному полотну стоит он не магистральном пути, а на запасном, проложенном в лесном массиве без насыпи.

3.       Теоретически фото могут быть сделаны и в Красном бору, на старой объездной ветке около малого бетонного колпака, но там пути находятся на высокой насыпи.

Что такое FBD?

Всё, что я нашёл, связанное с это аббревиатурой - эт Fuehrer-Begleit-Division (FBD)“ - Бригада Охраны Фюрера. Это подразделение занималось в том числе и охраной ставок Гитлера. Однако, похоже, сформирована FBD была лишь в 1944 году (точно утверждать не могу, в немецком не силён). Так что пока по поводу поезда и ветки больше вопросов. чем ответов. Буду признателен за помощь в решении этого вопроса.

Подведём итоги...

Что удалось выяснить на сегодняшний день:

1.) Ставка "Беренхалле" находилась не в Красном бору, а около станции Гнёздово.
2.) На протяжении всего участка Витебского шоссе от Красного бора до Козьих гор располагалась ставка группы армий "Центр" и это сооружение было намного больше по своим размерам, чем ставка Гитлера. И если подземные залы в Красном бору имеют место быть, то относятся они к ставке "Центра", а не Беренхалле. Это касается и красноборского колпака, и иных объектов, расположенных в Красном бору.

Продолжение следует...

Tags: Бункер Гитлера, Великая Отечественная война, Гнёздово, Красный бор, Смоленск
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments